Доступная среда
Лицей № 48 – важное место для социализации ребенка, которое должно быть доступно абсолютно для всех, чтобы любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию. Особое внимание нацелено на создание условий для полноценного включения детей данной категории в образовательное пространство. При обучении таких детей возникают определенные особенности, связанные с их психологическим и физическим состоянием, поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам. «Доступная (или безбарьерная) среда» в широком смысле - это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, «безбарьерная» среда - это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Реализация программы «Доступная среда» в лицее № 48 носит комплексный характер и предполагает решение следующих задач:
- Обеспечение доступности зданий. Важно, чтобы каждый ученик имел возможность свободно попасть в свой учебный класс. Для этого в учебном заведении, а также на прилегающей территории установлены пандусы и минипандусы, противоскользящие покрытия, специальные перила и поручни;
- Обеспечение тактильных указателей. Важный инструмент для создания безбарьерной среды для людей с дисфункцией зрения. Они существенно облегчают ориентацию человека в помещении, помогая правильно определить пути движения или расположение предметов в помещение;
- развитие инклюзивного образования;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
Материально-техническое обеспечение для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:
Специально оборудованные учебные кабинеты
Кабинет логопеда, кабинет психолога
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Все объекты, находящиеся на территории школы пригодны для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья (и инвалидами). Входы обеспечены пандусами, входные двери и лестницы (входов) оборудованы специальными знаками (желтый круг, желтые линии, тактильные таблицы со шрифтом Брайля на кабинетах) для слабовидящих.
Библиотека(и), приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ в библиотеку для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата не ограничен; для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – доступ в библиотеку не ограничен
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ в спортивный зал и на спортплощадку для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно- двигательного аппарата не ограничен; для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – доступ не ограничен.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Дверные проёмы расширены, по всему зданию обеспечена беспороговая среда.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Все объекты, находящиеся на территории школы пригодны для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья (и инвалидами). Входы обеспечены пандусами, входные двери и лестницы (входов) оборудованы специальными знаками (желтый круг, желтые линии) для слабовидящих.
Специальные условия питания
Доступ в столовые и в буфет для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития не ограничен. Входы обеспечены пандусами, входные двери и лестницы (входов) оборудованы специальными знаками (желтый круг, желтые линии) для слабовидящих. Ежедневным бесплатных двухразовым питанием (как дополнительная мера социальной поддержки) обеспечиваются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в школе по очной форме обучения; для детей с ОВЗ, обучающихся на дому предусмотрена компенсационная выплата.
В здание ОО обеспечен доступ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья: имеется пандус, кнопка вызова сопровождающего. Лица с ограниченными возможностями здоровья, в компьютерном классе и в школьной библиотеке имеют доступ к сети Интернет через систему контентной фильтрации. Для обучающихся, инвалидов с ограниченными возможностями здоровья и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение рабочего (учебного) времени в кабинете информатики (1 этаж, каб.1, с 13.30 до 17.00) и библиотеке (с 9.30 до 17.00), выходной –воскресенье для поиска информации, оформления работ, создания презентаций, для проведения классных часов, подготовки проектов, конкурсов, родительских собраний и других мероприятий с использованием ПК и ИКТ. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются ноутбуки, которые можно подключить на первом этаже школы к проводной сети Интернет. На сайте школы предусмотрена версия для слабовидящих.
Доступ в здание МАОУ Лицей 48 для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов обеспечен:
имеется стационарный пандус(при входе в здание), кнопка вызова(при входе в здание), тактильные таблички(на каждом этаже).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в лицее имеется, для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
нет, в связи с отсутствием контингента учащихся нуждающихся в дистанционном обучении.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся:
Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов
Информация об условиях питания
Информация об охране здоровья обучающихся и организации медицинского обслуживания
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
нет, в связи с отсутствием контингента учащихся.
Интернет-ресурсы для людей с ограниченными возможностями
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
2. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года;
3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";