"Путь к Олимпу"
В период с 7 по 13 октября команда 48 лицея участвовала в тренинге по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников по физике «Путь к Олимпу» в г. Москва. Программа тренинга была рассчитана на 60 часов, включающих теоретические, практические и лабораторные занятия.
Решение задач составляет неотъемлемую часть полноценного изучения физики на любом уровне - от первоначального, школьного, вплоть до специального физического образования. Судить о степени понимания физических законов можно по умению сознательно их применять для анализа конкретных физических явлений, т.е. для решения задач. Необходимое умение приходит только по мере накопления опыта. Особое решение имеют экспериментальные задачи. При выполнении всех экспериментальных заданий на тренинге, учащиеся получили новые для них навыки. При выполнении работ ученик должен провести анализ каждой из них, оценить точность соответствующих результатов и выбрать оптимальный способ. Кроме решения, ученику необходимо сделать теоретическое обоснование работы, выбрать наиболее оптимальный метод ее выполнения. Предлагаемые на олимпиадах задачи являются комбинированными, т.е. сочетающими в себе законы физики, относящиеся ко всем ее разделам. На тренинге было уделено внимание каждому разделу физики, независимо от того, в каком классе эти разделы изучаются. Ученики смогли не только углубить свои знания в такой сложной науке как физика, но и лучше развили в себе логическое и аналитическое мышление, творческие способности, сформировали навыки исследовательской деятельности, обучились выбору наиболее рационального способа решения задач, учитывая альтернативные решения. Могу с уверенностью сказать, что такие тренинги являются важной составляющей при подготовке к олимпиадам высокого уровня. Хочется, чтобы как можно больше школьников посещали эти курсы.
В настоящее время большое внимание уделяется профессиональному росту, развитию компетенций педагогов. Для меня, как учителя, тренинг стал самоанализом моей деятельности, стимулом личностного роста как профессионала. Современный этап развития науки и техники требует подготовки большого числа высококвалифицированных специалистов в области естественных и технических наук. Надлежащее решение этой задачи невозможно без существенного повышения уровня преподавания физики, усиления индивидуального подхода, раннего выявления и развития творческих способностей будущих специалистов.
М. С. Теренина.